Ю. Гиппенрейтер: участие взрослого в развитии ребенка

Как правило, у детей есть сильное желание все делать самому, но не хватает знаний, умений и навыков. Поэтому взрослый помогает: например, они вместе выкладывают пазл, или складывают из кубиков картинку, или собирают конструктор. Постепенно взрослый уменьшает свое участие, и ребенок начинает справляться сам. Но есть и другой сценарий развития, когда родители мало занимаются ребенком, поэтому он получил меньше помощи и поддержки и, как результат, развивается более медленно.

Вот почему область дел «вместе с родителем» выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка. Участие взрослого в развитии ребенка проходит в самых разных формах.
Родитель озадачивает ребенка, ставит вопрос:
— Как ты думаешь?
Вдохновляет его:
— Давай вместе.
— Смотри, как интересно!
Поддерживает:
— У тебя уже получается...
Увлекает, обсуждает с ним факты, дела, поступки, служит примером, или просто наблюдает, чтобы понять, что нужно ребенку в конкретный момент. Через общение со взрослыми дети постигают общечеловеческие ценности, знакомятся с шедеврами искусства, получают знания из разных областей культуры и науки. Это и есть «удобрение почвы», поливание цветка, это и есть свет.

Источник: "Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными". / Ю. Б. Гип

Комментарии