Ю. Гиппенрейтер: 6 правил, помогающих наладить бесконфликтную дисциплину

Ю. Гиппенрейтер: 6 правил, помогающих наладить бесконфликтную дисциплину

Существуют правила, следуя которым, родители могут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания. 

Правило 2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. 
Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о«можно», «следует» и «нельзя».

Правило 3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать? Ответ прост: все это и многое другое — проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

Правило 4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой (папа, мама, бабушки должны быть единогласны). Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению. Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Правило 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным. Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым
или властным тоном, то становится трудным вдвойне. Например, на вопрос: «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал», «Я так велю», «Нельзя, и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно», «Может разбиться...». Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. 

Правило 6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Вот примеры: в семье заведено, что по выходным дням отец ездит с сыном на рыбалку, или мама печет любимый пирог, или все вместе отправляются на прогулку. Однако если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется.

Источник: "Поведение ребенка в руках родителей" / Ю. Б. Гиппенрейтер. — Москва: АСТ, 2014

Комментарии