Ю. Гиппенрейтер: как разговаривать с ребенком о деньгах

Ребенок очень "заведен" на тему денег. Необходимо понять, почему ему надо все это знать? Приходится догадываться. В среде детей из обеспеченных семей принято сравнивать — у моего папы то, а у моего это. Дети
ориентированы на большие деньги. Им покупают смартфоны и айпады, водители по дороге в школу обсуждают с ними марки машин, сравнивая, у кого круче. Ребенок окружен этим, и у родителей не получится перекрыть каналы информации. Если родители будут закрывать эту тему, не помогая разобраться, он потеряет к ним доверие. Если, например, ребенок спросит: «Мама, почему я не могу попробовать наркотики»? — вы же не скажете: «Это запрещенная тема, в нашей семье об этом не говорят». Так и с деньгами. 

У денег есть своя магия, своя сила. И ребенок хочет измерить, понять эту силу, а то и присвоить ее! С таких вопросов начинает выстраиваться его система ценностей. В зависимости от возраста можно сказать, что в деньгах концентрируется труд людей. Что труд оплачивается по-разному. Например, труд его родителей стоит больше, чем труд учителя. Но это не значит, что количество денег влияет на ценность человека. Знания, которые ребенок получает в школе, — тоже накопленный труд многих и многих поколений людей. И эти знания — настоящие ценности, которые нельзя измерить никакими деньгами.
Можно повести такой разговор. Ребенок спрашивает:
— А папа может купить такую машину?
— Ты хочешь, чтобы у тебя была такая машина.
— Да!
— Хорошо. И вот у тебя есть такая машина. Что дальше?
— Я буду на ней ездить, выглядеть круто!
— А что еще тебе это даст?
Пусть подумает — о себе, о жизни, о других. Такие разговоры ребенку очень нужны! У нас, взрослых есть запас опыта и знаний, которых у ребенка нет. Мы должны помогать ему этот опыт нарабатывать.

 

Источник: "Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными". / Ю. Б. Гиппенрейтер; — Москва: Астрель, 2012

Комментарии