Ю. Гиппенрейтер: как реагировать на непослушание

Ю. Гиппенрейтер: как реагировать на непослушание

Прежде чем реагировать на непослушание ребенка, нужно понять, что за ним стоит: его усталость, обида, раздражение, гнев, или перевозбуждение. К ребенку надо прислушаться, понять его состояние, и только после этого продолжать настаивать на своем — или, наоборот, отказаться дальше его «воспитывать». Неоценимую роль в общении с ребенком играет техника активного слушания. Вот как она может здесь выглядеть.
Малыш заявляет:
— Не хочу ложиться спать!
Мама может начать настаивать, ребенок будет упрямиться, и в конце концов мама пожалуется отцу:
— Он меня не слушается!
Отец сердится, приказывает строгим голосом. Назревает конфликт. А как можно его не допустить? Вы понимаете, что для маленького ребенка прерывать игру, да еще идти спать — тоска. Нужно сказать:
— У тебя очень интересная игра, и тебе совсем не хочется ее прекращать!
Скорее всего, ребенок скажет «да».
— Тебе хочется еще поиграть (посмотреть, нарисовать, построить).
Опять — «да».
— И тебе хочется, чтобы в кроватке было тоже интересно!
— Да-а-а.
— Мы сейчас с тобой пойдем умоемся, посмотрим, что там делается в кроватке, а я расскажу тебе очень интересную сказку!
Это — «сочувствующая» беседа. В процессе нее важно получить от ребенка ответ «да», и не один, а два-три раза. Это будет означать, что вы установили контакт. Он понял, что вы понимаете его настроение, желания и нежелания. В таких случаях дети легче идут навстречу. Вы не устроили ссору или скандал, может быть, в какой-то мере вы ему «заговорили зубы» — и сняли конфликт.

Источник: "Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными". / Ю. Б. Гиппенрейтер; — Москва: Астрель, 2012 г.

Комментарии