Рецензия на фильм «Код Да Винчи»

 

Режиссер: Рон Хауард

В ролях: Том Хэнкс, Йен МакКеллен, Альфред Молина, Жан Рено, Одри Тоту, Пол Беттани, Юрген Прохнов

Автор: Алексей Коропский

Два с половиной часа дежавю для тех, кто читал Дэна Брауна, и видеокнига для тех, кто не гонится за модой на чтение. Почти дословная экранизация одного из бумажных бестселлеров последних лет еще до премьеры дала чересчур много поводов для пересудов, а уж по выходе на большие экраны — и тем паче. Только ленивый еще не брался за клавиатуру, чтобы высказать свое «хм», а то и просто повторить фразы из сообщений информационных лент.

Тем временем, главная заслуга режиссера «Кода да Винчи» Рона Ховарда в том, что он не вмешивался в то, что было написано в сценарии. Как правило, большинство недовольств в сторону экранизаций звучит по поводу того, что «слишком переврали». Такие заявления обычно справедливы для фильмов, снятых «по мотивам» хороших книг, либо для просто откровенно провальных экранизаций. Хорошая экранизация может получиться только из хорошего литературного произведения. Когда же довольно средненький уровень фильма полностью соответствует уровню книги, легшей в основу, просто теряешься: с одной стороны, и режиссера не поругаешь, даже наоборот, молодец, раз так точно передал на экране то, что было написано на бумаге, а с другой стороны, авторов признанных беллетристических бестселлеров ругать не принято – не поймут. Наверное, это и называется «золотой серединой».

Впрочем, успех фильма во многом определяет не только сценарий, но и актеры, занятые в главных ролях. Тут уж есть размах – от французов Рено и Тоту, англичан Маккелена, Беттани и Молины, до гениального американца Хэнкса. Соответственно, есть и размах в аудитории: кто-то идет посмотреть на нос Жана Рено, кто-то на магнитного Гендальфа Йена Маккелена, а кто-то, несомненно, все на того же на Тома Хэнкса. Однако большая часть зрительских ожиданий безжалостно разбивается. Вечный жандарм Рено в «Коде да Винчи» неожиданно совсем невыразителен, блёкл настолько, что невольно начинаешь восхищаться его предыдущей работой в «Розовой пантере», что, согласитесь, просто нелепо. Еще одна представительница французского кинематографа мадам Тоту вторит своему старшему соотечественнику, не выражая на своем прелестном личике на протяжении всего фильма никаких эмоций, да так мастерски, что непосвященный зритель никогда и не догадается, какие теплые чувства должны бы взыграть в сердце Софи Невё, героини Тоту, по отношению к Роберту Лэнгдону. Пол Беттани, вполне реалистично вжившийся в образ фанатичного мазохиста-альбиноса Сайласа, по традиции, взявшей начало еще в «Истории рыцаря», оголяет свой зад, а звезда «Властелина колец» и «Людей Икс» Йен Маккелен как-то не совсем убедительно смотрится на костылях в серьезной роли.

Но есть и приятные моменты. И главный из них – это, конечно же, божественная игра Тома Хэнкса. Отпустивший волосы до плеч и сбросивший пару десятков килограммов, он смотрится на экране невероятно молодо и привлекательно. Его феноменальная способность непосредственно жить любой ролью и заставлять зрителя поверить во все эмоции и переживания героя просто не может не вызвать восхищения. Это, наверное, как раз и есть тот самый случай, когда на фильм можно идти только ради одного актера, хотя, и эта истина стара как мир, один актер фильма не делает.
Излюбленный прием Рона Ховарда вживления в картинку параллельных событий, выражающих либо события далекого прошлого, либо размышления героев, как никогда уместно смотрится именно в «Коде да Винчи». Эдакий «текст от автора» пусть не оригинален, но зато помогает красиво и ровно выстраивать повествование. Быть может именно от того, что повествование чересчур ровное, вылизанное, логичное и красивое, и создается ощущение некоторой затянутости ленты. Хотя, на два с лишним часа хронометража фильма приходится как раз 2 момента, в которых зал просыпается и начинает возбужденно перешушукиваться, а это значит, что несмотря на кажущуюся общую атмосферу сонливости, происходящее на экране увлекает, не дает отвлечься от общей канвы повествования. А это что-то да значит.
Нельзя сказать, что «Код да Винчи» — плохой фильм, отнюдь. Но и с чистым сердцем назвать его хорошим фильмом не поворачивается язык. Такой крепенький середнячок, после которого не жалеешь о потраченных деньгах и времени, но и не спешишь советовать друзьям. Рекомендуется всем поклонникам Тома Хэнкса и Дэна Брауна.


Другие рецензии:  Алекс Экслер, Анатолий Филатов
Полная версия сайта