Рецензия на фильм «Дежа вю»

 

Режиссер: Тони Скотт

В ролях: Дэнзел Вашингтон, Пола Паттон, Вэл Килмер, Джеймс Кэвизел, Брюс Гринвуд, Адам Голдберг, Мэтт Крэйвен, Ричи Монтгомери

Автор: Алексей Коропский
Тони Скотт порадовал всех любителей качественных хай-тек-боевиков своим новым творением «Дежа вю». Здесь есть все, что присуще лучшим образчикам жанра: взрывы, погони, стрельба, головоломки, прекрасные незнакомки и неизменный хеппи-энд. 
Фильм начинается очень эффектно – счастливые матросы в белоснежной парадной форме со своими детьми и женами нескончаемым потоком вприпрыжку несутся, чтобы поскорее занять места на пароме, который, несомненно, отвезет их туда, где им будет очень весело. Совершенно не напрасно нам показывают все эти счастливые улыбающиеся лица, смеющихся детей и дикие танцы на палубе под живую музыку, как бы смакуя жизнерадостность момента, чтобы еще более эффектно выглядел в следующее мгновение невероятной силы взрыв, разносящий в щепки паром, и всех, кто на нем находился. Тут уж не откажешь режиссеру, весь пафос момента передан на должном уровне. 
И в это время, конечно же, появляется он – в темных очках, прикрывающий картинным жестом лицо ладонями, — агент АТО (полфильма приходится догадываться, что за этой аббревиатурой скрывается Бюро по контролю над алкоголем, табаком и огнестрельным оружием) Дуг Карлин, он же, как не трудно догадаться, Дензел Вашингтон. Ну и пошло-поехало. 
В принципе, сначала все развивается вполне пристойно, в духе классических полицейских боевиков, но лишь до тех пор, пока из ближайших кустов не показывается рояль в виде абсолютно безумной системы якобы космических спутников, тормозящих в обработке поступающих сигналов больше чем на 4 суток, но зато выдающих на-гора полностью трехмерную модель всего, что происходило в это время в «зоне охвата». Дальше – больше: выясняется, что «правительственный заговор» все же существует, а несчастная Канада вовсе не повинна в приснопамятном «блэкауте». Подобный фантастический сюжет был бы уместен скорее под именем Стивена Спилберга, нежели Тони Скотта, но и он вполне себе достойно справляется с поставленной задачей. Если сразу абстрагироваться от явной псевдонаучной чуши, что, впрочем, и подразумевается при просмотре подобных фильмов, то вся идея оказывается довольно-таки жизнеспособной. Хотя бы в рамках только этого фильма. 
В остальном Тони Скотт верен себе. Не отказался он от неврастенически перемещающейся камеры, от бешеной скачки которой, кажется, вот-вот закружится голова, и от эффектных сюжетных поворотов, хотя часто и предсказуемых, но оттого не менее интересных. На месте и довольно плоские персонажи. Герой Вашингтона оказывается неким воплощением сразу Шерлока Холмса и Джеймса Бонда в одном лице: безупречная наблюдательность и дедукция вкупе с отменным чувством юмора и стремлением к изящной непосредственности не раз заставляет нацеплять растерянную ухмылку на лицо заметно поправившегося Вэла Килмера. Кстати, если уж и продолжать аналогии, то Килмер, а точнее агент ФБР с труднопроизносимой фамилией, вполне может сойти за своеобразного доктора Ватсона, сопровождающего своего одаренного товарища, в нужные моменты заставляя его одуматься или наоборот, подсказывая новые пути для движения следствия. Но даже он не в состоянии удержать главного героя от суицидального путешествия в прошлое, в котором-то и состоит весь смысл фильма. 
А вот тут приходится задумываться над названием фильма. Как всем известно, феномен дежа вю заключается в том, что переживающий это явление человек свято уверен в том, что нечто подобное, порой с точность до мелочей, уже происходило в его жизни. Что же касается Дуга Карлина, главного героя фильма «Дежа вю», то ему свойственно скорее не само чувство, а непреодолимое желание его испытать, которое и становится самоцелью, которое и подменяет собой собственно дежа вю. Хотя, можно понять и иначе. Например, чем не дежа вю восхитительный в своей бесшабашности эпизод с гонкой по встречной полосе за машиной, проехавшей здесь 4 дня назад? Или вуайеристское наблюдение за довольно недурной барышней Полой Паттон, принимающей душ тоже не далее, как 4 дня назад? Вот такое жонглирование понятиями, и каждый выбирает во всем это то, что ему больше по душе. А сюжет развивается своим путем. 
Кстати финал, вопреки всем ожиданиям, оказывается вовсе не фаталистичным, а вполне даже счастливым, когда вся грязная работа уже сделана теми, кто об этом никогда никому не расскажет, да и сам вряд ли узнает. Но даже если оставить в стороне уже изрядно набившие оскомину повсеместные хэппи-энды, не оставляет ощущение того, что где-то зрителя изящно обманули. Вероятно, вся загвоздка в том, как плавно изменяется система ценностей главного героя: изначально это жизни свыше пятисот пассажиров парома, затем круг интересов стремительно сужается до одной персоны напарника, но и тот вскоре забывается вовсе, ведь на первый план выходит девушка Клэр. И вот за всей этой кутерьмой, счастливыми слезами и улыбками в финале выходит так, что раз уж жизнь этой, в общем-то, случайной во всем процессе персоны, спасена, то задача выполнена, а спасение пяти сотен человек на пароме – это пусть даже приятный, но побочный эффект, на котором и внимание-то акцентировать не стоит. Вот такая диалектика. 
Как бы то ни было, кино у мистера Скотта получилось зрелищное, эффектное и интересное, да и было бы странно, если бы все обстояло иначе. «Дежа вю» удачно сочетает в себе полицейский боевик и фантастические сюжеты с путешествием во времени, а значит, придется по душе поклонникам как тех, так и других. Плюс еще и Новый Орлеан, мужественным людям которого и посвящен фильм, получил свою порцию позитива, пусть и с подтекстом все того же урагана «Катрина». Почему бы и нет.
Другие рецензии:  Олег Анохин,
Полная версия сайта