О людях и легендах

Рецензия на фильм «300 спартанцев»

 

Режиссер: Зак Снайдер

В ролях: Джерард Батлер, Винсент Риган, Лина Хэди, Дэвид Уэнэм, Майкл Фассбендер, Мерседес Леджетт, Родриго Санторо, Том Уисдом, Эндрю Тирнан, Доминик Уэст, Эндрю Пливин, Тайрон Бенскин, Тим Коннолли, Марсель Жаннин

Автор: Алексей Коропский

Истинный шедевр современного кино, заслуживающий бескрайнего восхищения. Захватывающий и бесподобный по исполнению фильм «300 спартанцев» станет несомненно главным кинособытием этого года. Он великолепен во всех отношениях.
История Фермопильского сражения, знакомая каждому из нас еще со школьной скамьи благодаря скрупулезным трудам древнего летописца Геродота, заново оживает на киноэкране, обретая новые краски и новую интерпретацию. Пересказывать сюжет смысла нет — за последние 2,5 тысячи лет он никак не изменился, разве что в каких-то деталях стал проще, доступнее и нагляднее, живописно прирастя подробностями в других местах. 
Композиционно фильм выстроен очень эффектно, как и подобает настоящему древнегреческому героическому эпосу в лучшем его проявлении. Как в настоящем эпосе, повествование здесь идет от третьего лица — историю подвига трехсот спартанцев во главе с царем Леонидом нам рассказывает воин Дилий, отосланный с поля боя перед решающей битвой дабы возвестить Элладе о подвиге ее сынов. Его речь витиевата и красива, она звучит за кадром в самые подходящие моменты, то поясняя, то дополняя происходящее на экране, а то и вовсе немного художественно приукрашивая действительность.
Кстати, приукрашивание, столь свойственное эпическим повествованиям тех времен, весьма умело используется в фильме. Не стоит забывать, что в основу картины легла графическая повесть Фрэнка Миллера, а там уж сам жанр обязывает вовлекать в действие различных монстров и сверхъестественных существ. Однако в киноверсии все эти аномалии, примененные с изрядной долей осторожности, смотрятся очень уместно. Боевой носорог и гигантские слоны, озлобленный великан с зубами-ножами и палач с лезвиями вместо рук в выведенном в фильме антураже видятся вполне естественно. Если уж Петр I мог позволить себе потехи ради кунсткамеру завести, то отчего ж эксцентричный персидский «повелитель всего мира» Ксеркс не мог позабавить себя подобными диковинками? Тем более, что в ту эпоху носорог и вправду мог сойти за извергнутое преисподней чудовище.
Система образов «300 спартанцев» вообще проработана очень тщательно. Красивые и сильные жители Спарты, несуразные александрийцы, мерзкие жрецы, самоотверженные персидские солдаты, загадочные ниндзяподобные «бессмертные» — все они очень настоящие и правдоподобные.
Да и работа актеров достойна восхищения. Джерард Батлер весьма убедителен в роли царя Леонида — величественный, мужественный, красивый, именно такой, каким и должен быть царь Спарты. Он немногословен, а все его фразы остры, как его меч, но за внешним спокойствием скрывается буря эмоций. Это читается в его глазах, и мы, ведомые подсказками Дилия, можем только догадываться о том, какие внутренние монологи, присущие подобному драматическому герою, может он произносить. Его жена, царица в исполнении Лины Хэди, изящна и прекрасна, как может быть прекрасна истинная царица. Но самый яркий персонаж, конечно же, это сам «царь среди царей, бог среди богов» бесподобный Ксеркс в исполнении бразильца Родриго Санторо. Обладатель небесного гласа, пред которым меркнут все прочие земные голоса, насквозь пропирсингованный, жеманный, заносчивый и честолюбивый мавр наверняка станет любимцем публики, особенно за фразу: «Да не кнута они боятся…».
Гениальное решение режиссера Зака Снайдера — использование для создания псевдоисторического фильма стилистики нуар. Что может быть лучше и выразительнее этого предельно откровенного и честного стиля для изображения беспощадных смертоносных баталий? Конечно действие фильма происходит за полтысячи лет до стартовой точки нашего летоисчисления и почти за две с половиной тысячи лет до собственно появления самого термина; и уж тем более в фильме нет ни полицейских детективов, ни пистолетов c дисковыми пулеметами, но… но это нуар!
Нуаром пропитан весь фильм, он дышит нуаром. Густой бархат приглушенно-золотых красок с акцентированными красными тонами, крупные планы на фоне бескрайнего серого неба, проход главного героя к камере, чтобы сказать главные слова, закадровый текст — все это непременные художественные отличительные признаки этого великого жанра, как и обязательная полуобнаженная рыжая девушка, бьющаяся в спиритическом экстазе.
Вообще, с точки зрения визуальной, весь фильм — это просто праздник для глаз. Мягкая приглушенная палитра, шикарные панорамные планы роскошных, пусть даже и компьютерных, пейзажей, масштабность изображаемых событий… Можно долго подбирать восхищенные эпитеты, но лучше просто увидеть. Чего стоят только морские сцены — сначала прибытие бесконечной персидской флотилии, а затем небывалая по своему размаху буря, сметающая огромные корабли как щепки. На это можно смотреть широко открытыми глазами, безумно радуясь, как воины-спартанцы, либо тихо восхищаясь мощью кинематографической природы, как их предводитель Леонид.
Но наиболее полно жанр нуара может раскрыться только в батальных сценах, и здесь все по-честному. Вязкая бурая кровь, жирными каплями стекающая прямо по киноэкрану, разлетающиеся конечности и во всех подробностях показанные рукопашные бои — здесь нет этого стыдливого прикрывания глаз ладошкой, как во всем современном кинематографе, борющемся за прокатный рейтинг пониже, для детей. Плевать хотели создатели «спартанцев» на условности — уж если это война, то война по-настоящему, по-взрослому. Кроме того, чтобы показать весь процесс поражения врагов копьями и отрубания конечностей, во время битв движение периодически замедляется и мы можем во всех подробностях рассмотреть выражения лиц воинов, поражения, наносимые ими друг друга и так далее.
Так может статься, что «300 спартанцев» станет одним из родоначальником новой разновидности нуар-фильмов — фильмов, которым свойственна вся художественная стилистика нуара, но уже не привязанных к конкретному времени и сюжетам. Пока же остается только восхищаться этим несомненным шедевром, псевдоисторическим фильмом, который сам станет историей.
Достойное сопровождение батальным сценам составляет саундтрек — это действительно одно из самых сильных впечатлений от фильма. В отличие от большинства саундтреков, пишущихся по шаблонам «вот здесь пафосно, а вот здесь романтично», музыка в «300 спартанцах» живая, агрессивная и настоящая. Эллины идут в бой не под бравурную симфоническую кантату, а под звуки едва ли не рок-музыки, мощной и зажигательной. Музыка заставляет сопереживать, включаться в действие, вжиматься в кресло, от нее перехватывает дыхание и заходится сердце. Именно таким должен быть настоящий саундтрек у настоящего фильма.
«300 спартанцев» — это фильм, который обязательно надо смотреть в кинотеатре на большом экране. Конечно, потом можно будет купить DVD и пересматривать фильм еще не раз, но первое впечатление должно быть именно таким — на огромном экране, чтобы можно было настолько утонуть в картинке, что приходилось бы вертеть головой, чтобы рассмотреть ее полностью, и с превосходным окружающим звуком, чтобы в полной мере ощутить гипнотическую силу обволакивающего голоса богоподобного Ксеркса, и беспокойно ерзать в кресле во время каждой битвы. Лишь в таком случае можно действительно по достоинству оценить этот несомненно выдающийся фильм, достойный искреннего восхищения.

Другие рецензии:  Алекс Экслер,
Полная версия сайта