Око за око, запонка за запонку

Рецензия на фильм «Тринадцать друзей Оушена»

 

Режиссер: Стивен Содерберг

В ролях: Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Аль Пачино, Энди Гарсиа, Дон Чидл, Эллен Баркин, Берни Мак, Кейси Эффлек, Скотт Каан, Эллиотт Гулд, Шаобо Цинь, Эдди Джемисон, Карл Райнер, Майкл Харни, Джеймс Мартин Келли, Джеймс ДюМон, Селин Дион

Автор: Алексей Коропский

Нет, ребята, так дела не делаются. Ну что это такое, у них передел территорий и сфер влияния, а они ведут себя исключительно в рамках великосветского этикета и изъясняются высоким штилем. А как же тазики с цементом? А как же тротиловые шашки, прилепленные к днищу лимузина? А как же снайперы с модными винтовками? Э нет, тут все сложнее будет.  

Вот уже в третий раз — а как ни крути, весна-лето 2007 года проходит под знаком триквелов — Стивен Содерберг собрал на одной съемочной площадке блистательный ансамбль высокооплачиваемых актеров, имена как минимум трех из которых неизменно заставляют зрителей всего мира, словно завороженных леммингов нести свои раскрытые кошельки в кассы местных кинотеатров. А прибавить сюда несравненного Аль Пачино — и получившийся кадровый состав можно просто выставлять в линеечку на полтора часа и собирать деньги за просмотр. Но все эти люди на то и актеры, что не могут просто так стоять, а непременно играют свои роли, перевоплощаясь в уже очень хорошо знакомых персонажей.  

По большому счету, кто есть эти одиннадцать мужчин во главе с клунеподобным Дэнни Оушеном — мерзавцы, проходимцы, мошенники, да и просто воры, наконец. Они даже хуже Деточкина — тот если и лицемерил, так хоть в одиночку с ума сходил, а здесь налицо коллективный сговор. И против кого они дружат — ведь против не меньшего мерзавца и подонка Вилли Бэнка, который довольно грубо кинул своего надежного партнера на очень солидные деньги. Так в чем же разница? А разница в мотивации. Здесь-то и начинается самое интересное.  

Нам не привыкать, что бригада Оушена постоянно кому-то за что-то мстит, судьба у них такая нелегкая. Вот и на этот раз они встали на защиту чести и достоинства одного из благороднейших членов своего общества с исконно американским именем Рубен Тишков. А вот объект их посягательств — уже упоминавшийся Бэнк — всего лишь любит жить красиво и в своем перфекционизме достигает неоспоримых успехов. Выливается это противостояние в традиционную высокотехнологичную игру в одни ворота.  

Вполне справедливо полагая, что обе предыдущие части мы уже видели, Содерберг на этот раз не озабочивается описанием всех деталей подготовки к очередному «ограблению века», лишь помечая важные вехи. Нужен «свой человек» в стане противника? В кадре мелькает невероятно толстый конверт и вот выбеленная улыбка во все зубы подсказывает нам, что миссия выполнена. Изменить технологический процесс производства игральных костей? Мелочь какая, выдать зарплату рабочим на заводе в Мексике. Доставить закопанный под Ла-Маншем проходческий щит в Лас-Вегас? Ну какая разница, как все это осуществлено, сделаем вид, что мы в курсе. Но даже в таком галопе на описание всей подготовки к «делу» уходит львиная часть хронометража фильма, что однако вовсе не утомляет, а наоборот способствует сосредоточенности, ведь стоит на мгновение отвлечься от экрана, и потеряешь логическую цепочку повествования.  

Кстати, возвращаясь к тому самому проходческому щиту — гигантской землеройной машине, — он является очень характерным признаком «Тринадцати друзей Оушена», явно страдающего гигантоманией. Даже несмотря на явные проблемы с размером щита, которые оказались сильно преуменьшенными, а также на его спокойное использование прямо под Лас-Вегасом, где и метро неплохо функционирует, да и коммуникаций различных полно (закроем уж глаза на совершенную «незаметность» точки входа и полностью отсутствующую необходимость вывоза грунта), он очень четко вписывается во всю концепцию укрупнения приемов, применяемых Оушеновскими друзьями. Куда-то подевались ювелирный расчет и изящность, которыми всегда славилась эта банда, зато появилась тяга к ходу напролом, лобовому решению проблем. Впрочем, такой гигантизм в целом свойственен всему фильму, стоит лишь обратить внимание на размеры, например, главного участника всех событий — Отеля Бэнка, или на размеры «бассейна» на который тот «отбрасывает тень».  

Не менее характерно и противодействие всех условно «хороших» общим числом 13 всего одному Аль Пачино. В фильме так подчеркивается его могущество и всевластие, но если посмотреть немного за рамки сюжета, чисто на актерское противостояние, то расклад получается гораздо более интересным. При всем уважении к мистеру доктору из «Скорой помощи» Джорджу Клуни, порывающемуся в серьезное кино Брэду Питту и умнице Борну Мэтту Дэймону, они все втроем едва ли дотягиваются до Пачино, который порой переигрывает их одним взглядом. Вот он — настоящее украшение «Тринадцати друзей Оушена». И будет совсем не удивительно, если через пару лет Вилли Бэнк вдруг станет четырнадцатым сообщником, как это стало с предыдущим злодеем. Но каким тогда должен быть будущий противник, представить уже совсем сложно.  

Подводя итог можно сказать, что «Тринадцать друзей Оушена» — это вполне ожидаемо высококачественное кино про интеллигентных грабителей, которые вовсе «не бандиты, а благородные пираты», сеющие разумное, доброе, вечное, в справедливом гневе отстаивая поруганную честь своего приятеля, а между тем проливая слезы над ток-шоу этой чертовки Опры Уинфри. Фильм можно вполне справедливо назвать джентльменским блокбастером, причем «джентльменским» в полной мере, так как женские персонажи в нем нивелированы почти полностью, что, однако, не сказывается на развитии сюжета сколько-либо заметным образом. Интересно только, какая цифра станет максимальной в названиях эпизодов этой кино-франшизы. Время покажет.

Другие рецензии:  Олег Анохин
Полная версия сайта