Рецензия на фильм «Паранойя.»

 

Режиссер: Д.Дж. Карузо

В ролях: Шиа ЛаБеф, Дэвид Морс, Кэрри-Энн Мосс, Мэтт Крэйвен, Сара Ромер, Чарлз Кэрролл, Кэти Иммордино, Элайза Мирто, Аманда Уолш

Автор: Алексей Коропский

Кто бы мог подумать, что современный Голливуд еще способен на настоящий, держащий в нешуточном напряжении и страхе триллер, от которого не несет извечным нафталином? Кто бы мог подумать, что подобный триллер может вполне вписаться в форму молодежного фильма, без присущего этому направлению в последнее время идиотизма? А вот поди ж ты. 
Фильм «Паранойя» поначалу похож на одну из тех интернет-страшилок, которыми любят подшучивать друг над другом циничные сетевые обитатели. Нам усыпляют бдительность умиротворяющими пейзажами и идиллической картиной совместной рыбалки отца и сына, чтобы потом взорвать воображение чересчур неожиданной и реалистичной, а оттого пугающей, автокатастрофой. И это только на десятой минуте. 
Впрочем, затем события картины развиваются в довольно спокойном, но уверенном темпе. Прямо по принципу «бритвы Оккама»: зрителю показывают ровно столько, сколько необходимо для понимания всего происходящего на экране, без «воды» и излишних диалогов. Вместе с тем, характеры в «Паранойе» проработаны и развиты очень тщательно и полновесно. 
И вот где-то на этом месте, отсмотрев уже около трети фильма, а то и больше, ловишь себя на мысли о том, что тебя где-то очень тонко провели, ибо вся эта прелюдия очень смахивает на оную из рядового тинейджерского «мувика», а значит и финал не обещает ничего хорошего. К счастью, это впечатление ошибочно. Можно даже сказать больше, свойственная «Паранойе» неоднородность очень смахивает на режиссерскую задумку: максимально расслабить и одурачить зрителя, чтобы потом застать его врасплох — тот самый прием, примененный в самом начале, а потом в разных масштабах по всему фильму. Ну что тут скажешь — великолепно, мистер D. J. Карузо, вам это прекрасно удалось! 
Не секрет, что все попытки и потуги по-настоящему испугать и напрячь зрителей, удобно расположившихся в велюровых креслах кинозалов всего мира, предпринимаемые многостаночниками от синематографа, в последние годы успехом венчались преступно редко. В лучшем случае на экраны выходили добротные боевики, но чаще — анатомически реалистичные научно-популярные драмы. Особенно грустно смотрелись посягательства на таинство саспенса, этого высокого кинематографического искусства, подвластного лишь мастерам с большой буквы. На этом фоне совсем уж непонятно и удивительно, каким образом удалось приблизиться к нему ничем особенным ранее не отмечавшемуся режиссеру с оперной фамилией Карузо, но эффект получился выше всяких ожиданий. 
Саспенс в «Паранойе» качественный и насыщенный. Даже самый сдержанный и скептически настроенный зритель наверняка обнаружит себя вцепившимся в ручки кресла до побеления костяшек пальцев, или ерзающим от волнения, или готовым выкрикнуть «Берегись!» герою на экране, а то и что-нибудь непечатное. Давно, прямо скажем, давно не предлагали кинотеатры нам подобного зрелища, и от этого чувства еще сильнее. Удовольствие от просмотра качественного триллера, каковым явилась нам «Паранойя», сродни глотку ледяной воды после трехчасового стояния в автомобильной пробке в тридцатиградусную жару. 
Не последнюю, а скорее даже авангардную роль в таком восприятии сыграл блестящий актерский состав. В первую очередь, конечно же, неподражаемый Дэвид Морс. Можно долго рассыпаться в восторженных и восхищенных эпитетах, но ведь на самом деле вряд ли найдется другой актер, более подходящий под атмосферу этого фильма. Обладатель самого добродушного лица на свете, Морс всегда превосходно играл отъявленных негодяев, попадая при этом в самую суть персонажей. Не исключение и мистер Тернер, вобравший в себя черты старика Марли из «Одного дома», Фредди несравненного Крюгера, и собирательного образа маньяка-убийцы. И если бы не был его персонаж настолько отрицательным, его игру можно было бы назвать божественной, избежав при этом ненужной хулы. 
Немного менее выразителен, но подающий неплохие надежды исполнитель центральной роли Шиа ЛаБёф. Пусть его лицо практически непрестанно носит отпечаток выполнения сложных арифметических операций с шестизначными числами в уме, зато он очень искренен в роли мающегося от безделья тинейджера. Наверное, роль в «Паранойе» можно рассматривать как некий «промо-тур» восходящей звезды в преддверии ожидающихся этим летом «Трансформеров» с ним же в главной роли. 
Так же на своих местах и исполнители остальных ролей. Приятно было видеть «Тринити» Кэрри-Энн Мосс в образе заботливой матери. Вполне органична была и претендующая на сексапильность Сара Рёмер, и неугомонный раздолбай Аарон Ю. Все они внесли свой вклад в несомненно качественный фильм. 
«Паранойя», правда, не совсем оправдывает свое названия. «Систематического бреда», приписываемого психиатрией этому заболеванию, здесь нет совсем, зато есть прекрасно сбалансированный коктейль из молодежного кино, с неизменными и на удивление удачными шутками и заводным саундтреком, и настоящего триллера, нервного и напряженного. Уверенно обходя соперников на повороте, «Паранойя» походя раздает приветы «Ведьме из Блэр», всем сразу «Пилам» и ей подобным, и прочим, и прочим. Не лишен фильм и обильной, по большей части хай-тек рекламы, что, впрочем, не вызывает раздражения. 
Молодежный триллер — совершенно особая разновидность жанра, порожденного и нежно взлелеянного неподражаемым Альфредом нашим Хичкоком. И как-то так получается, что именно молодежные триллеры обычно выходят качественнее своих собратьев по жанру, ориентированных на более подросшую аудиторию. Справедливо это и по отношению к «Паранойе», которая если и не войдет в число таких монстров жанра как «Кошмар на улице Вязов», «Крик» или «Пункт назначения», то отнюдь не из-за недостаточного качественного уровня, а из-за недостаточного напора в его продвижении со стороны прокатной компании. Хотя, людская молва творит чудеса. Поэтому я очень рекомендую посмотреть «Паранойю» и посоветовать ее своим друзьям.

 

Полная версия сайта