Кино про цемент

Рецензия на фильм «Люди из камня»

 

Режиссер: Леонид Рыбаков

В ролях: Виктор Крестов, Владимир Волков, Владимир Ташлыков

Автор: Алексей Коропский

Жанр стилизации под документальное кино в последнее время приобрел некоторую популярность. В прошлом году фестивали мира аплодировали полнометражному фильму-мистификации «Первые на Луне», а в этом году его успех уже довольно плодотворно пытается повторить короткометражный фильм Леонида Рыбакова «Люди из камня».

На этот раз нам открывают глаза на процесс разгона облаков над столицей нашей Родины в преддверии важных государственных праздников, а в частности, на то, какие последствия имеет эта нехитрая операция для людей, живущих в окрестностях Москвы.

По всем канонам документального фильма-расследования, фильма-разоблачения, в «Людях из камня» чередуются архивные кадры и репортажная съемка в стиле передачи «Пока все дома». Кроме того, вместо «официальных комментариев», голословно рассказывающих о процессе, здесь применена постановочная съемка, наглядно иллюстрирующая сброс цемента марки 400 с самолета — тоже довольно частый прием в документальном кино.

Истинная находка Леонида Рыбакова — это настоящий деревенский мужик Виктор Крестов в роли настоящего деревенского мужика. Большего правдоподобия достичь просто невозможно, потому что не существует правды правдивее самой себя. Совершенно естественно и по-настоящему держась перед камерой, он не играет и не читает сочиненный кем-то для него текст, он импровизирует на заданную тему и это получается у него лучше, чем у десятка актеров с академическим образованием. Даже не вошедшие в фильм дубли с Виктором Крестовым настолько хороши, что было жалко их просто выбросить и они украсили финальные титры, провоцируя просто гомерический хохот зрителей.

Фильм развивается по нарастающей. Поначалу совсем непонятно, к чему клонит режиссер и что он собирается сказать. Затем, когда действие перемещается в какую-то подмосковную деревню, на лице зрителя появляется растерянная, но саркастическая улыбка. По мере того, как рассказы о книге «Цемент» автора Гладкова и игра на баяне перемежается с нарочито неправдоподобными сценами в самолете, напряжение нарастает, периодически выплескиваясь в нервные смешки. Достигнув же кульминации и разлившись по динамикам кинозала забористыми эмоциями, «Люди из камня» вызывают безудержный смех до слез, усугубляемый внезапным осознанием четкой осмысленности всего показанного ранее и теми самыми неудавшимися дублями на финальных титрах.

Технически «Люди из камня» выполнены лучше, чем «Первые на Луне», и это нельзя не признать. Единственные нарекания здесь вызывают архивные кадры, слишком уж сильно контрастирующие с привязанной к ним озвучкой, ну и уже упоминавшиеся сцены в самолете. В остальном, все выглядит очень достойно и будь этот фильм показан не на большом экране, а в прайм-тайм по Первому каналу, правительству Москвы пришлось бы отказаться от хорошей погоды под натиском общественного мнения.

Приз за лучший короткометражный фильм Пятого международного кинофестиваля стран АТР Pacific Meridian во Владивостоке довольно закономерен для «Людей из камня». Во-первых, это действительно очень хорошо сработанный фильм, а во вторых, международному жюри обычно нравятся именно такие ленты, отличающиеся оригинальностью подхода, относительной свежестью идеи и своеобразием художественной реализации. Теперь можно ожидать появления в ближайшее время еще нескольких картин в этом проявившем себя стиле псевдо-квази-документалистики.

Полная версия сайта