Это новый мир, детка! Это новый мир!

Рецензия на фильм «Спиди-гонщик»

 

Постер фильма

Режиссер: Энди Вачовски, Ларри Вачовски

В ролях: Эмиль Хирш, Кристина Риччи, Мэттью Фокс, Сьюзан Сарандон, Джон Гудман, Скотт Портер, Мельвиль Пупо, Rain, Ричард Раундтри, Хироюки Санада, Бенно Фюрманн, Роджер Эллэм, Питер Фернандес

Автор: Алексей Коропский

То, что за семьдесят с лишним лет не удалось импотентным коммунистам, имевшим в распоряжении практически безграничные ресурсы, уже во второй раз смогли с весьма скромным по мировым меркам бюджетом осуществить братья Вачовски — они свой, они новый мир построили.

«Спиди-гонщик» — на настоящий момент самый недооцененный фильм этого года. И в этом заключается его главный парадокс. В этом фильме есть все, что любят зрители: красочность, высокотехнологичность, экшн, юмор, даже животное забавное присутствует, как водится. Плюс традиционная незамысловатая история про простого паренька, одерживающего верх над могущественными корпорациями, олицетворяющими зло, и мощный мультипликационный бэкграунд (все мальчишки и девчонки, прилипавшие к телеэкранам, как раз уже выросли, и должны бы уже своих детей вести на кино с историей из своего детства). Разве мог хоть кто-нибудь предположить, что все сложенное вместе это даст такой ошеломляющий кассовый провал? Это противоречит любой логике.

Но «Спиди-гонщик» — это произведение искусства. Пусть массового, пусть развлекательного, пусть с приставкой «поп-», пусть самого низкого рангом, но искусства. Наверное, в этом и состоит причина его коммерческого краха. Массовый зритель ох, как далек от искусства в любом его проявлении, даже от такого, которое на него, массового зрителя, и нацелено. При этом мотивация отказа от просмотра может быть диаметрально противоположной (от «Фильм слишком детский», до «Там такие заумные и скучные диалоги»), но вся она сводится к тому, что «Спиди-гонщик» недостаточно хорош для конкретного зрителя. Правда, не поймешь, то ли зритель этот ставит себя выше фильма, то ли фильм оказывается выше зрителя.

Да ну и черт с ними. Нам больше достанется. Сидя в первом ряду, один на один с экраном, я с каждой минутой все больше проникался чувством превосходства над теми болванами, что сочли этот фильм недостойным себя — нет, они, конечно, правы: и фильм их недостоин, и они фильма недостойны. Надо лишь правильно акценты и интонации расставить.

«Спиди-гонщик» оставляет после себя три эмоции: восхищение, восхищение и восхищение. Первое восхищение оставляет режиссерская работа. Любой человек, хоть раз задумывавшийся о кухне кинопроизводства, о том, каково это быть режиссером, сможет оценить, насколько виртуозная это работа — снимать кино «вслепую», имея возможность увидеть хотя бы приблизительный результат только через несколько месяцев после съемок. А ведь «Спиди-гонщик» — это на 90 % воображаемый мир, и чтобы живые актеры смогли в него органично вписаться, режиссеры Вачовски должны были отчетливо представлять каждую деталь этого мира в любой момент съемок. Только так можно было добиться такой безупречной режиссуры, которую можно с удовольствием наблюдать в «Спиди-гонщике».

Второе восхищение, конечно же, от визуального ряда. Целый, цельный и целостный виртуальный люминесцентный мир, в котором нет места серости и недочетам, поглощает, окружает и изменяет восприятие. Нет еще таких эпитетов, что адекватно бы описали все это графическое великолепие, буйство красок и текстур и этот неземной монтаж. Здесь все возведено в максимум, стрелки всех датчиков переместились в красную зону. Эффектный монтаж здесь — не художественный прием, а объективная данность, не стесняющаяся своей насыщенности; компьютерная безупречность здесь — не достижение, а само собой разумеющийся минимальный уровень; воображаемый мир здесь — реальность.

И, наконец, третье восхищение. Просто восхищение. «Спиди-гонщик» своим бешеным ритмом смещает границы сознания. Все показатели неизбежно изменяют свою норму. Почти наяву ощущаешь, как пленка в проекторе, стартовав с черепашьей скоростью 24 кадра в секунду, постепенно разгоняется и к финалу не укладывается уже в несколько сотен кадров в секунду. Без замеров чувствуешь, что 70 ударов сердца в минуту, когда-то бывшие нормой, теперь почти что равны полной его остановке, а норма превышает эту цифру в несколько раз. От напряжения финальной гонки пальцы на руках можно сгрызть по самые локти. И это даже не безумие — больше нет, так теперь будет всегда. Это новый мир, детка, новый мир!

Энди и Ларри Вачовски опять опередили время. Через 5-10-15 лет так будет снимать каждый второй, но сегодня они остались непонятыми большинством. Это частая участь гениев.

Другие рецензии:  Олег Анохин
Полная версия сайта