Рецензия на фильм «Русалка.»

 

Режиссер: Анна Меликян

В ролях: Маша Шалаева, Евгений Цыганов, Ирина Скриниченко, Мария Соколова

Автор: Алексей Коропский

Детские сказки нужно читать как минимум дважды: впервые, как положено, в детстве, а во второй раз — уже вкусив самостоятельности так называемой «взрослой» жизни. Именно по втором прочтении открывается истинная многовековая и вовсе не детская сущность этих бессмертных историй, гораздо более сложная, глубокая и современная, чем принято считать. И именно из такого прочтения и переосмысления, а также из простых жизненных наблюдений и родилась «Русалка».

В наши дни в российском кинематографе сложилась такая ситуация, что авторским и просто «серьезным» фильмам дорога к широкому зрителю практически закрыта и единственный способ обойти этот кордон — мимикрировать под простое массовое, а еще лучше — молодежное кино. Только в таком случае есть возможность вступить в диалог со зрителем на его языке и донести свои мысли до как можно большей аудитории. «Русалка» как раз из таких, «мимикрировавших» и в этом ее особенная прелесть.

На первый взгляд история, рассказанная в фильме, не блещет оригинальностью. Девочка из неполной семьи, проведшая детство где-то в глубинке, однажды перебирается в Москву и там пытается построить свою жизнь заново. И все было бы достаточно тоскливо, если бы не сама главная героиня, вокруг которой все и закручено. Ее можно охарактеризовать как угодно, но только не как «обычная». Она живет где-то между собственными фантазиями и реальностью, она превращает реальность в свои фантазии и наоборот. И вовсе не случайно ее зовут Алиса, совсем как знаменитую кэрролловскую мечтательницу.

Но, в отличие от всех остальных фильмов о провинциалах в столице, «Русалка» — отнюдь не история Золушки. Лишь стоит только вспомнить ту самую сказку Андерсена, как все становится по своим местам с легкой поправкой на время и реалии. Слишком много общего у сказочной русалочки и киношной Алисы: они обе меняют привычный мир на новый, манящий и обманчивый, они обе входят в этот мир безмолвными и идут по нему, как по острым ножам… Но жизнь посреди огней рекламных щитов кажется гораздо более разнообразной, чем во времена белокаменных дворцов и обитых красным бархатом карет. История русалочки постепенно растворяется в новой реальности, оставаясь только тонким пунктиром, неизбежно ведущим по основным сюжетным точкам.

«Русалка» хороша со всех сторон: и живым, играющим всеми красками сценарием, и уверенной режиссурой, и превосходным визуальным рядом. На удивление, в фильме Анны Меликян совершенно не чувствуется пресловутого «синдрома второго фильма», не возникает ощущения натужной осторожности. Как раз наоборот, фильм преисполнен какой-то жизнеутверждающей легкости и профессиональной свежести. Искреннее удовольствие доставляют интересные находки сценария и монтажа, даже слегка наивные спецэффекты здесь смотрятся более чем уместно.

Однако особой похвалы заслуживает невероятный актерский ансамбль. Это стопроцентное попадание и удивительные находки. Маша Шалаева, исполнительница главной роли, — настоящее открытие. Глядя за тем, как она живет в кадре, понимаешь, что такое сыграть невозможно — нужно жить и чувствовать так же, как живет и чувствует экранная героиня. Более чем натуралистична до последнего жеста мама Алисы, очаровывает какой-то совершенно безумной харизмой ее бабушка… Евгений Цыганов, единственное, пожалуй, громкое имя в этом касте (если не считать камео Артура Смольянинова), и редкий мужской персонаж фильма, органично вливается в этот сонм удивительных типажей, составляя вместе с Машей Шалаевой прекрасный экранный дуэт, в котором, однако, как в танце, есть ведущий и ведомый, и расстановка сил в нем вовсе не так очевидна, как может показаться.

Кино, особенно не бездумное, а несущее какие-то идеи, во все времена было зеркалом общества, отражающим все его пороки и характерные черты. «Русалка» здесь не исключение. В фильме поднимаются довольно серьезные психологические вопросы и вопросы человеческих отношений. А главная героиня Алиса за эти неполные два часа становится такой близкой и знакомой.

Она вышла в обычную жизнь. Она прошла свой путь по острым ножам. И стала пеною морской во имя жизни и счастья любимого человека.

Другие рецензии:  Алекс Экслер,
Полная версия сайта