Рецензия на фильм «Похороните меня за плинтусом»
Режиссер: Сергей Снежкин
В ролях: Алексей Петренко, Светлана Крючкова, Мария Шукшина, Константин Воробьёв, Александр Дробитько
«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». Так начинается повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». И так начинается жизненный путь маленького Саши (Саша Дробитько), ставшего жертвой эгоистичной любви взрослых. Пока эти жестокие собственники делят несчастного мальчика, мы с вами наблюдаем за тем, как постепенно разрушается личность ребенка. В какой-то момент можно даже и взаправду подумать: «Ох, бедный мальчик! Какое чудовище из тебя вырастит!»
Центральная фируга картины – бабушка (Светлана Крючкова), циничная, неуравновешенная и деспотичная женщина. Её муж (Алексей Петренко) попал под влияние своей супруги и «заразился» цинизмом, который он в последствии проецирует на всю свою семью – жену, внука, дочь, зятя. Мать Саши (Мария Шукшина) убита горем. Она оставила сына своей матери ещё в младенчестве, предпочтя воспитанию ребенка любовника. Родители отреклись от неё, а опеку над Сашей взяла его бабушка. Время прошло, и мать решила вернуть своего ребенка. Будучи причиной бешеного противостояния матери и бабушки, ребенок оказывается брошенным. Границы «плохого и хорошего» стираются для него, ко всему прочему, у мальчика – целый букет болезней. Он постоянно слышит от взрослых: «Скоро ты умрёшь, миленький». Опять хочется запричитать: «О, бедный-бедный Сашенька…»
Нельзя обойти стороной бабушку и ничего о ней не сказать. В картине она не просто необычный персонаж: несмотря на всю свою жестокость, деспотичность, стервозность, к ней испытываешь уважение, жалость и привязанность. То, с какой неистовостью она борется за жизнь ребенка, то, как яростно его любит, как неумело, но справедливо воспитывает «кнутом и пряником» пугает и вызывает сострадание. И в какой-то момент ты понимаешь – так вот же она, старушка Россия! Строгая, недоверчивая, дикая, сумасшедшая и…смертельно любящая своих больных и слабых детей – нас.
«На глазах у зрителя разворачивается жизненная трагедия, которую не легко воспринять адекватно. Некоторые моменты до абсурда смешные, и в то же время до пошлости горькие. Но такова реальность, и от этого никуда не деться». Вот так бы я написала, если б не читала повесть перед просмотром фильма.
Вот тут появляется один довольно большой минус картины. Это расхождение с идеей повести. Для тех, кто не читал её, фильм кажется очень тяжелым. Мне же непонятно, почему столь ироничное и простое произведение так эмоционально усложнили авторы фильма. Самое удивительное, что восприятие у зрителя неоднозначно: кто-то рыдает, кто-то смеётся – в зависимости от настроения и личного опыта. С одной стороны, всё-таки в тот момент жизни Саша и правда «бедный-несчастный». Но и бабушка вроде как «бедная и несчастная». И дедушка. И мама. И всех их жало. Когда смотришь фильм, кажется, что после такого вот детства ребенок вырастит психом или маньяком. Но вспомним: повесть Павла Санаева – автобиографическая. И, как известно, Павел – вполне нормальный человек стал.
Другой момент, как мне показалось, не был должным образом выделен в фильме. А как изменится жизнь мальчика после разлуки с бабушкой? «Неужели счастье становится жизнью? Нет, чего-то недостает. Жизнь по-прежнему внутри меня, и счастье не решается занять ее место», - думает маленький Саша «из книги». А думает ли о счастье Саша «из фильма»? Это как-то осталось за кадром.
«Похороните меня за плинтусом» - кино не для всех и не для каждого, в отличие от повести. Скорее фильм для тех, кто хочет поплакать да погоревать, а книга для любителей светлого и легкого жизненного юмора.
Центральная фируга картины – бабушка (Светлана Крючкова), циничная, неуравновешенная и деспотичная женщина. Её муж (Алексей Петренко) попал под влияние своей супруги и «заразился» цинизмом, который он в последствии проецирует на всю свою семью – жену, внука, дочь, зятя. Мать Саши (Мария Шукшина) убита горем. Она оставила сына своей матери ещё в младенчестве, предпочтя воспитанию ребенка любовника. Родители отреклись от неё, а опеку над Сашей взяла его бабушка. Время прошло, и мать решила вернуть своего ребенка. Будучи причиной бешеного противостояния матери и бабушки, ребенок оказывается брошенным. Границы «плохого и хорошего» стираются для него, ко всему прочему, у мальчика – целый букет болезней. Он постоянно слышит от взрослых: «Скоро ты умрёшь, миленький». Опять хочется запричитать: «О, бедный-бедный Сашенька…»
Нельзя обойти стороной бабушку и ничего о ней не сказать. В картине она не просто необычный персонаж: несмотря на всю свою жестокость, деспотичность, стервозность, к ней испытываешь уважение, жалость и привязанность. То, с какой неистовостью она борется за жизнь ребенка, то, как яростно его любит, как неумело, но справедливо воспитывает «кнутом и пряником» пугает и вызывает сострадание. И в какой-то момент ты понимаешь – так вот же она, старушка Россия! Строгая, недоверчивая, дикая, сумасшедшая и…смертельно любящая своих больных и слабых детей – нас.
«На глазах у зрителя разворачивается жизненная трагедия, которую не легко воспринять адекватно. Некоторые моменты до абсурда смешные, и в то же время до пошлости горькие. Но такова реальность, и от этого никуда не деться». Вот так бы я написала, если б не читала повесть перед просмотром фильма.
Вот тут появляется один довольно большой минус картины. Это расхождение с идеей повести. Для тех, кто не читал её, фильм кажется очень тяжелым. Мне же непонятно, почему столь ироничное и простое произведение так эмоционально усложнили авторы фильма. Самое удивительное, что восприятие у зрителя неоднозначно: кто-то рыдает, кто-то смеётся – в зависимости от настроения и личного опыта. С одной стороны, всё-таки в тот момент жизни Саша и правда «бедный-несчастный». Но и бабушка вроде как «бедная и несчастная». И дедушка. И мама. И всех их жало. Когда смотришь фильм, кажется, что после такого вот детства ребенок вырастит психом или маньяком. Но вспомним: повесть Павла Санаева – автобиографическая. И, как известно, Павел – вполне нормальный человек стал.
Другой момент, как мне показалось, не был должным образом выделен в фильме. А как изменится жизнь мальчика после разлуки с бабушкой? «Неужели счастье становится жизнью? Нет, чего-то недостает. Жизнь по-прежнему внутри меня, и счастье не решается занять ее место», - думает маленький Саша «из книги». А думает ли о счастье Саша «из фильма»? Это как-то осталось за кадром.
«Похороните меня за плинтусом» - кино не для всех и не для каждого, в отличие от повести. Скорее фильм для тех, кто хочет поплакать да погоревать, а книга для любителей светлого и легкого жизненного юмора.
Невозможно обработать объект '1' типа 'site' с помощью метода review_comments