Туристические полёты на воздушном шаре с некоторого времени доступны хабаровчанам. На сегодняшний момент круглогодичные полёты организует клуб "Воздухоплаватели" в Хабаровске.
В России он существует уже более 10 лет, в Хабаровске же был организован в 2011 году. 

Если вы закажете полёт на воздушном шаре, то вам будет назначено место сбора. Обычно это - ресторан "Ани", который находится на улице Авиационной. Там вас встретит клубный транспорт. Лучше пересесть в него, даже если вы приехали на личном автомобиле, потому как поездка по хабаровским дорогам в Гаровку убьёт ваши стойки (если, конечно, у вас не "Тундра" или что-то в этом роде)

Клубный траспорт по полям и просёлкам Гаровки отвезёт вас в чисто поле, где будут сначала проводиться замеры ветра.

Летать над Хабаровском, конечно, запрещено, поэтому место выбрано не случайно: поблизости нет домов и трасс.

 

Замеры ветра прошли успешно, погода лётная, поэтому можно доставать корзину со сложенным в ней воздушным шаром наружу. Вес воздушного шара - 140кг.

  

Из корзины вынимают воздушный шар и на закреплённые опоры устанавливают горелку.

 

Горелка, собственно, и отвечает за то, чтобы шар поднимался вверх. Она накаляет воздух при надувании шара и поддерживает температуру при полёте.
Горелки работают от пропана, который, сгорает в спиралях. Накалённая горелка работает более производительно и устойчиво по сравнению с холодной.

Затем горелки проверяют и прогревают пилоты, выпуская газ.
Пилоты клуба являются членами Федерации Воздухоплавания России (ФВР), а также Федерации Воздухоплавательного спорта Хабаровского Края. Чтобы стать пилотом, нужно пройти месячное обучение в одном из центров России.

 

Сам воздушный шар (а точнее сказать, его купол) раскладывают на земле, затем расправляют, прикрепляют к корзине и начинают накалять воздух, чтобы купол понемногу раскрывался.

  

 

В длину купол шара составляет 25 метров, а объём воздуха в нём - 2550 куб метров. Такой шар обладает грузоподъёмностью в в 800 кг.

Чтобы полностью надуть такой шар понадобилось 10-15 минут.

  

Может быть. на фото это выглядит не столь эпично, но на самом деле шар, действительно, огромный, что очень впечатляет.
Сразу думается о том, как такой большой шар потянет вверх небольшую корзину и будет ли это безопасным.

 

Купол шара шьётся из прочных нейлоновых тканей - полиэстра, а внутренняя часть покрывается силиконом, что не позволяет пропускать воздух.
Отверстие надувания купола защищено от нагревания и обжигания, так как ткань, которая для него используется, является жароустойчивой.

Сегменты ткани сшиваются между собой, затем на куполе зашиваются вертикальные и горизонтальные ленты нагрузки.На верхушке ленты крепятся к кольцу верхушки, а внизу лента обвода крепится к канатам подвески купола.
В итоге получается однородный каркас купола.

  

Параллельно с первым сразу надувают второй шар, так как отправляться они должны практически единовременно.

 

  

Когда оба шара надуты, корзину переворачивают. Она не должна быть пустой, поэтому в неё тут же по команде пилота садятся люди (здесь это называется "положить груз").

 

Конечно, летать можно не в любую погоду. Хоть полёты и проводятся круглый год, проводить их можно далеко не ежедневно. Если на температуру большого внимания здесь не заостряется, то вот на ветер - более чем пристальное. 
Мало того, что при сильном порывистом ветре, или буре, разумеется, вас не отправят летать, так ещё и штиль не очень-то способствует полёту. Шар просто будет стоять на месте, поднимаясь лишь вверх и вниз.

Когда "груз" залез в корзину, по мановению руки пилота, находящейся на рычагах горелки, шар начинает медленно подниматься вверх.

 

Мы были в синем шаре, так что смогли сначала пронаблюдать за тем, как в воздух отправляется первый шар. Буквально через минуты отправился и наш.

 

Ощущения, конечно, непередаваемы: маленькая корзина без ограждений поднимается вверх и при этом нет ни двигателя, ни крыльев. Нет ничего, кроме куска ткани в воздухе и тепла, что поднимает этот кусок вверх :)

 

Было очень солнечно, отличная видимость, но даже при таких метеоусловиях шары через несколько минут стали всего лишь маленькими точками в небе.

 

  

Что касается ощущений людей, сидящих в корзине - было страшно. То есть, скорее даже непривычно. На самолётах, всё же из нас все летали, но это совершенно разные вещи. Если сидя в самолёте, благодаря монументальности транспорта, вы чувствуете какую-то защищённость, то здесь её нет. Представьте: ваша корзина без высоких ограждений (чуть выше пояса) просто поднимается вверх.

Нас предупредили, что пилоты очень суеверные люди, и говорить о чём-то негативном на "борту" воздушного шара запрещено. Так же по правилам безопасности запрещено первым покидать корзину (не очень-то и хотелось), а так же передвигаться по корзине без команды пилота.

Наш шар практически моментально набрал высоту в 400 метров. Из физических ощущений - мокрые ладони и заложенные уши. Что касается эмоций - это, конечно, страх, восторг и, вообще, чувство чего-то нового и необычного.
Скорее было не страшно, а просто необычно. Как будто стоишь на крыше дома, а он стремительно поднимается всё выше и выше, и отойти от края нет никакой возможности.

Вид, зато, просто потрясающий: деревья, сёла, поля и город (правда где-то вдалеке). Было удивительно, что с высоты птичьего полёта Хабаровск, прямо скажем, не выглядит как мегаполис :) Так, небольшая деревенька. 
 

  

 Современные горелки изготавливаются с защитными коробками, которые защищают руку пилота от ожогов и удерживают тепло, которое излучается вниз от накаленной горелки. Горелка изготавливается из очень крепкой нержавеющей стали, поскольку температура сгорания пропана - около +500 C. Поэтому горелки должны выдержать температуру больших разниц. 

Тепло от горелок, конечно, ощущается, голову периодически обдаёт теплом, порой даже жаром. Становится понятно, почему в форму пилотов входит кепка.

 

Чтобы поддерживать нужную высоту или набирать её, газ подаётся порционно. Во-первых, чтобы купол шара не перегрелся, а во-вторых, чтобы подъём вверх не был очень уж стремительным.

 

Когда в горелку не подаётся газ, то кажется. будто шар висит на одном месте, но на самом деле, он вполне может в это время и набирать/сбрасывать высоту и двигаться по курсу в любом направлении.

По периметру корзины расположены 4 баллона с газом: по 50 л. в каждом. Каждого такого баллона хватает на полчаса полёта. Датчик давления показывает, сколько ещё газа осталось в баллоне. Когда заканчивается газ в одном баллоне, включается следующий.

Бояться, что весь газ внезапно закончится и шар рухнет на землю не стоит: мало того, что такое вообще маловероятно, так как пилот постоянно следит за объёмом газа в баллонах, да и полёт длится в среднем час-полтора, так ещё и самое главное в том, что шар. в готорый не подаётся горячий воздух, просто медленно спускается на землю со скоростью 5 м/сек. Такая скорость характерна для парашютистов, которые (с раскрытым парашютом) спускаются вниз.

При этом парашютист не защищён ничем, а здесь от веток небольших кустов или деревьев вас могла бы уберечь корзина.
Но это всё чисто гипотетически, для успокоения бурной фантазии любопытствующих.

 

Корзины обычно изготавливается из лозы, дно корзины – из устойчивой к влаге фанеры. Для структурного каркаса корзины используются тросы из нержавеющей стали. Ими корзина крепится к куполу.  Газовые цилиндры, как мы и говорили выше, закрепляются кожаными ремнями в углах корзины. Огнетушитель, аптечка крепятся к корзине изнутри в специально отведённых для этого местах.

  

На протяжении всего полёта можно держаться за: петли внутри корзины, газовые баллоны (на них даже есть как будто спецаильно сделанные ручки), ограду по всему периметру корзины.
Нельзя хвататься за горелку, тросы или пилота, конечно.

 

На намертво хорошо закреплённых поручнях располагается рация и GPS навигатор. По рации пилоты регулярно связываются друг с другом, сообщая, на какой высоте они сейчас находятся и с какой скоростью летят. Так же рация нужна для связи с теми, кто остался на земле и следит за шаром, чтобы приехать и встретить воздухоплавателей в месте приземления.

 

Специальный навигатор показывает высоту полёта, курс и скорость передвижения. Если нет запретов со стороны аэропорта, в воздухе не летают самолёты, то пилот может поднять шар до полутора километров (на такю высоту у клуба есть разрешение). Пилот постоянно ловит курс. Если на высоте 500м, например, штиль и курса нет, то шар поднимают выше или ниже в поисках того самого курса.

 

Мы поднялись довольно быстро на высоту 1000м (очень высоко, только вдумайтесь, километр), нашли хороший курс и летели так до того момента, пока нам не сообщили по рации, что где-то поблизости самолёт и нужно сбросить высоту.

  

Счастливые лица в полёте говорят сами за себя.

 

Полёт, в зависимости от маршрута, длится примерно час-полтора. Главная задача пилота - выбрать предполагаемое место посадки так, чтобы туда можно было проехать.

Планировалось прилететь в Николаевку, но ветра практически не было, так что приземлились мы во второй Гаровке, рядом с "женскими полями" как их называл пилот, так и отказавшийся сказать, почему :)

На такой высоте прекрасно видно землю, деревья. Идеальным преземлением считается приземление где-то недалеко от дороги (для удобной траспортировки и пасажиров, и шара, который, как уже говорилось выше, весит 140 кг., так что тащить через всё поле - не дай бог мокрое - не желательно.

На протяжении всего полёта за нами ехала машина, которая в итоге и встретила нас при приземлении. Как проходила посадка и всё ли прошло гладко, вы можете посмотреть чуть ниже в экстрим-видео.

 

После приземления шар снова должен упаковаться в корзину. Его сдувают,расправляют и складывают. В общем, производят все те же действия, что и в начале, только наоборот.

  

Пилоты обоих воздушных шаров связываются друг с другом и определяют место встречи. Поскольку наш шар приземлился чуть раньше, мы приехали на место приземления второго шара. Там нас ждал сюрприз.

 

По традиции клуба, после полёта проводится посвящение в воздухоплаватели. Каждому покорителю воздуха выдаётся именая грамота.

 

Так как первый в истории полёт на воздушном шаре закончился приземлением в виноградник, появилась традиция отмечать успешные полёты шампанским.
Что мы, не отходя от традиции, и сделали, после того, как главный пилот рассказал немного об истории воздухоплавания и зачитал поздравительную грамоту.

  

Всего на полёт было затрачено около 4 часов. Стоимость зависит от выбранной программы. Например, вы можете выбрать индивидуальный полёт (в шаре кроме вас никого не будет) или групповой - от этого и зависит цена. Полёт в группе на одного человека стоит 6000  рублей, но сейчас проходит акция: 8000 рублей - полёт в группе на двоих человек. Группа не более 12 человек. Полёт на двоих - 19.000 рублей. Стоимость полёта на троих составляет 22.000руб, четверых - 27.000руб, пятерых - 33.000руб.

Помимо стандартных полётов, клуб предлагает другие программы полётов (день рождения, свадьбы в полёте, розыгрыши друзей, пикник в небе и т.д.). Дополнительно вы можете заказать профессиональную фотосъёмку (от 2500руб до 8500руб в зависимости от количества человек), букеты цветов (от 500руб), шампанское с шоколадом (от 1500руб), трансфер до дома (от 1500руб).

Поскольку на полёты часто проходят акции, всю актуальную информацию по ценам, лучше уточнять по телефонам, указанным выше.

Очень надеемся, что этот пост оказался полезным, смотрите видеообзор, оставляйте под ним свои комментарии и следите за следующими выпусками.

Если вас заинтересовал полёт на воздушном шаре, то вы можете позвонить в клуб "Воздухоплаватели" по телефонам: 20-12-12, 20-73-73.

Ведущий: Александр Зайцев 

Видеооператор: Александр Выборов 

Фотограф: Александр Кинчак

Руководитель проекта: Полина Посвалюк