Продолжая тему восточных единоборств, я решил узнать, что такое кендо. Как-то в поисках того, чем можно заняться в Хабаровске, я уже натыкался на фотографии этого единоборства, но оно напомнило мне скорее ролевую игру, нежели спорт. Только после посещения тренировки стало понятно, что я ошибался.

Попробовать научиться кендо в Хабаровске можно в единственном месте: федерация (она же секция) базируется в Гимназии № 4.
Человека, так сказать, неискушённого, может ввести в ступор то, что он увидит при первом посещении тренировки. Парни и девушки облачены в довольно странные одеяния: то ли мантии, то ли кимоно, напоминающие одежду самурая.
Действительно, оказалось, что кендо — это боевое искусство японского фехтования. Только в качестве оружия используются не шпаги, а бамбуковые мечи.

Разминка, на удивление, не была похожа на все предыдущие, на которых мне довелось побывать. Во-первых, сначала было непонятно, кто же именно тренер. То есть человек, стоящий напротив других в центре, может сменяться. Сначала все замерли в положении сидя и медитировали, поклонились друг другу и только после этого началась разминка. Это были стандартные упражнения (выпады, махи руками, наклоны и т. д). Необычно было только то, что тренер (условно назовём его так) выкрикивал постоянно какое-то слово, все выкрикивали в ответ, затем продолжали делать упражнение. И всё это громко, чётко и часто. Таким образом, показывается боевой настрой и готовность.

Разминка может проводится и в альтернативном варианте, всё на усмотрение тренера.

Перед собой все спортсмены положили какой-то кусок ткани, шлем и перчатки. Пока было непонятно, зачем. Так же справа от себя каждый положил оружие — бамбуковый меч (синай).

После лёгкой разминки, спортсмены берут в руки синай и продолжают делать упражнения, только уже с мечом.

Прежде чем начать тренировку, нужно облачиться в эту хитроумную одежду. Итак, по порядку, что на меня было надето: сначала верхняя часть кимоно (кендоги), затем не то штаны, не то юбка — непонятно (хакама) — всё это сделано из хлопка, материал довольно приятный и удобный. На этой юбке было семь складок, каждая из которых говорит о какой-либо добродетели. Уже в который раз убеждаюсь, что японское, да и вообще, восточное искусство — это не просто махи руками (читайте бокс), а вдумчивое, несущее свою философию, искусство.

После разминки все разбились на пары и продолжили тренировку в обычном режиме. Со стороны всё выглядит более чем забавно: сначала кто-то один делает небольшой крик, бьёт соперника мечом по голове, снова кричит и убегает :) Мне сказали, что прежде чем бить кого-то по голове, нужно, как минимум, научиться правильно стоять и ходить.

Правильно сидеть и кланяться в кендо так же немаловажно, как и непосредственно владеть техникой боя. У всего есть своя смысловая нагрузка.

Есть всего три верные боевые стойки. Верхняя позиция, когда меч держится двумя руками высоко над головой, средняя позиция, когда меч держится двумя руками на уровне живота, но противоположный конец направлен к горлу противника и нижняя позиция, когда меч держится так же на уровне живота, но его конец направлен на колено противника.

Для правильной стойки нужно держать корпус в напряжении и в слегка наклонённом состоянии.

Двигаться нужно мелкими шагами, как бы перебирая, это позволяет быть более динамичным.

После верхней одежды надевают защитный пояс-юбку (тарэ), и нагрудник (до), который сверху отделан пластиком.

Вот такой набор необходим для того чтобы начать разминку. Помимо всего прочего, нужно будет надеть интересный шлем, но об этом чуть ниже.

После того, как я потренировался правильно стоять, ходить, бегать и держать меч (кстати хоть и держать его нужно двумя руками, фактически вес оружия должен находиться в левой руке, правая лишь слегка придерживает), настала пора надевать шлем (мэн). Он состоит из трёх частей — это сам шлем по бокам, место, куда упирается подбородок и решётка. В идеале нужно надеть так, чтобы спортсмен смотрел ровно в одну из прорезей на шлеме. Но, прежде чем его надеть, нужно сделать из куска ткани (помните, в начале, он лежал сверху шлема на разминке) повязку.

Называется она мэн тунугуи и завязывается строго определённым способом. Опытные кендоисты вяжут её прямо на голове, ну а мне показывали на полу.

Между прочим, садиться в кендоги на скамейку нельзя, не положено, поэтому все действия мы выполняли на полу.

Рассказывать, как именно нужно складывать эту ткань я не буду, потому что сам не запомнил, да и на месте не совсем получилось :) В общем, после того как повязка готова, нужно надеть её на голову, а только потом шлем.

Тренировка по кендо всегда проводится в группе, даже я б сказал, по двое. Вставая в пару с соперником, нужно его поприветствовать. Нашу пару разбили на нападающего и защищающегося. Я был нападающим. Вот тогда началось самое интересное. Всего есть 4 вида ударов: 3 рубящих и 1 колящий. Рубящие — по голове (мэн), по запястью (котэ), по торсу (к), а колящий только в горло, но его мы практиковать не будем, так как это всё-таки для более опытных.

На руки нужно надеть котэ (только не живого, милого и пушистого) — перчатки для того, чтобы держать меч. Сначала я отрабатывал мэн — удар в голову. Нужно сделать боевой крик «еге-ге-еей» (это так, в качестве примера), подойти к сопернику и ударить мечом по голове, одновременно топнув ногой, затем пробежать мимо, опять же, крича что-то боевое, развернуться и проверить «жив» ли тот, по кому вы били :)

Со стороны смотрится, действительно, устрашающе. Да и самому участвовать в таком, как минимум, необычно. Отличный выплеск эмоций, особенно если представлять, что в маске именно тот человек, которого вы недолюбливаете. Стресс как рукой снимает :)

Следующие удары не особо отличались техникой от предыдущих, разве что бить приходилось не по голове, а в туловище и запястье.

Когда соперники владеют всеми приёмами, то они, конечно, не стоят и не ждут, пока их кто-нибудь ударит, бой идёт в обычном режиме.

Помимо обычного поединка, в кендо есть такое понятие, как ката — это группа последовательных приёмов, которые разучиваются заранее и разыгрываются либо на настоящем, либо на воображаемом противнике. Особенность в том, что фехтование проходит не на бамбуковых мечах, а на деревенных, которые значительно тяжелее.
Чтобы получить более бысокий пояс или дан, нужно сдать определённое количество ката, так что им уделяется немалое внимание на тренировках.

Самое важное, что я уяснил на тренировке — это то, что в кендо главное владеть собственной психикой. Только если объединить боевой дух и тело в единое целое, получится по-настоящему сильный удар. Так что самый главный поединок — это поединок с самим собой, с собственной трусостью и малодушием и цель кендо — её преодолеть.

Если вас заинтересовало это искусство, приезжайте по адресу Герасимова 14 (Гимназия восточных языков) или звоните тренеру Даниилу по телефону 8-962-220-10-04.

Ведущий: Александр Зайцев 

Видеооператор: Александр Выборов 

Фотограф: Александр Кинчак

Руководитель проекта: Полина Посвалюк