Погода летом, к сожалению, не всегда располагает к водным развлечениям, поэтому иногда приходится искать что-то такое, чем можно заняться и в помещении. Выбор пал на бильярд.
Многие люди когда-либо играли или хотя бы пробовали играть в бильярд.

Разновидностей этого вида спорта очень много, но у нас, в Хабаровске, да и в России, в основном, распространены две: русский бильярд и пул.
Примерно зная, как играют в пул, я пришёл разбираться в русском бильярде.

В «Клубе спортивного бильярда», куда мы и приехали, есть несколько залов.
Распределены они были следующим образом: в одном занимался парень (как позже выяснилось уже около 6 часов), в другом проходила тренировка у детей, а третий зал ждал нас для индивидуального обучения.

Прежде чем начать сам процесс игры, раз уж представилась такая возможность, я хотел узнать, чем отличаются кии между собой, важна ли их длина и почему, как правило, на них такой сложный узор.

Обучавший меня тренер Валерий, услышав вопрос про кий стал рассказывать о нём с такой заботой, что это даже несколько удивило.
Сказал, что кий для настоящего спортсмена-бильярдиста так же важен, как жена :) и отношение к нему соответствующее. Не принято брать и тем более без спроса чужой кий, это считается как минимум, неприличным.
Разница между киями начинается с материала. Даже с учётом того, что кии обычно деревянные, как и раньше, современные выполняются не из цельного дерева, а из нескольких пород, скрученных между собой.

Цена кия непосредственно зависит от качества дерева и от способа «скрутки».
Так, например, скрутка по спирали (пружина венского стиля) стоит значительно дешевле, нежели пружина корончатого стиля.
Чем сложнее узор, тем дороже стоит кий.

Хороший, качественный кий стоит около 1-2 тыс. долларов и делается около трёх месяцев.

Что касается длины, то раньше считалось, что кий должен подбираться по росту спортсмена, но сейчас пришли в единым стандартам (длина кия может варьироваться от 155 до 165 см) и весить от 650 до 750гр.

И ещё один момент. Наверняка, многие думают, что купив один раз качественный кий, можно расслабиться на всю оставшуюся жизнь — на самом деле это не так. В среднем, кий служит около 5 лет, а затем он подлежит замене, причём заменять можно не весь кий сразу, а по частям (как правило, тонкую его часть - шафт).

После того, как я понял, что в раках у меня не просто палка, а инструмент, у которого ещё немного и появится душа, я сразу захотел применить его в деле.

Как объяснил тренер, самое главное в бильярде — это стойка. Стойка — это та база, на которую опирается всё остальное, это как основа, хребет любого существа.

Итак, сначала нужно найти центр тяжести у кия, для этого мысленно можно разделить его заднюю часть пополам.
Затем следует поставить кий по линии удара, правая рука ставится в отвес правой ноги, а стопа должна быть параллельна линнии удара.
Если вы правша, то левую руку протягиваете вперёд, а правую поднимаете наверх в согнутом локте, при этом разворачивая корпус.

Понимаю, звучит жутковато и сложновато, но на самом деле оказалось не сложно. Труднее было начать опускать корпус параллельно столу.
Такая стойка называется снукерской и главное в ней то, что чем ниже стоит спортсмен, тем точнее будет линия удара.

Для отработки правильной стойки ежедневно тратятся часы тренировок и это не преувеличение.

В соседнем зале занимался молодой парень, мечтающий стать чемпионом, так он нам рассказал, что, действительно, один удар или правильную стойку можно отрабатывать несколько часов.

Если тренера рядом нет, да и вообще, для развития самоконтроля, перед спортсменом ставится зеркало, в котором очень удобно наблюдать все ошибки
(недостаточно ровный корпус или «гуляющий» в разные стороны кий).

Второе главное правило — это подход к столу. Сначала ставится кий по линии удара, затем правильно ставятся ноги, руки, делаются 2 прицельных замаха и только тогда наносят удар по шару.
Такие вещи должны отрабатываться до автоматизма, так как от такого выработанного алгоритма зависит стабильность удара.

Мне всегда было интересно, зачем натирают кий мелом, и что это за мел такой специальный. На наконечнике кия есть наклейка, выполненная из кожи.
Мел нужен для того, чтобы увеличить трение наклейки с шаром. Мел есть двух видов — обычный (просто школьный мелок с частицами аббразива), который поднимает ворс на коже,  восстанавливая первоначальную форму, но только на 1 удар (таким мелом нужно пользоваться перед каждым ударом).

Другой вид мела — наномел, он при помощи наночастиц увеличивает контакт трения наклейки с шаром, не поднимая ворс. Такой натирки хватает на 30 ударов.
Ещё важный момент в правильности натирания кия. Все привыкли сверлить мелом вокруг самого кия, но на самом деле нужно аккуратно мелить наклейку от начала к середине, поворачивая сам кий.

Описывать все удары на первом занятии дело совершенно бессмысленное, тренер показал только несколько основных. Обычно пользуются плоским ударом (это когда шар, по которому бьют, отдаёт всю энергию другому шару, приводит его в движение, сам же оставаясь на месте). Чтобы получился плоский удар, нужно ударить кием в самый центр шара.

Другой удар — накат: бильярдист бьёт чуть выше середины шара, тогда шар отдаёт поступательное движение, у него появляется вторая вращательная сила, которая двигает оба шара вперёд. И третий удар — это оттяжка: бить нужно ниже центра шара и тогда шар, ко которому бьют кием, отходит назад.

В корне другая разновидность ударов — джамп, когда по шару бют так, что он подпрыгивает и даже может преодолеть какое-то препятствие, но такими вещами занимается отделение трюкового бильярда.

Ещё один вопрос, который меня всегда волновал — как правильно разбивать пирамиду. Казалось бы, чем сильнее ударишь и чем больше шаров разлетится, тем сильнее вероятность забить больше шаров.

Но в таком случае, при вашей ошибки у соперника появится прекрасная возможность позагонять в лузу все шары, которые вы так «удачно» разбросали.
Поэтому в профессиональном бильярде стараются ударить не в центр, а в край пирамиды, но так, чтобы 2 или 3 шара коснулись бортов, иначе спортсмен получит штраф.

Я всегда думал, что у пул играть гораздо проще, потому что углы стола расположены таким образом, что шар может попасть в лузу, даже если будет катиться параллельно бортику.
В русском бильярде всё гораздо сложнее и, чтобы шар попал в лузу, нужно завертеть его каким-нибудь хитроумным способом. Таким образом, в пуле нет права на ошибку, потому как противник с лёгкостью может загнать все оставшиеся шары, так и дав вам возможности поиграть :)

Для сравнения, в русском бильярде рекорд подряд забитых шаров — 52, а в пуле — более 400. В пуле серия измеряется не забитыми шарами, как в русском бильярде, а целыми партиями.

Здесь же можно научиться артистическому бильярду. Несколько трик-шотов (трюковых ударов) показали нам в качестве примера, и как на мой вкус обывателя и любителя, смотрятся такие удары невероятно эффектно. Несморя на кажущийся игровой характер, артистический бильярд требует не меньше усилий, чем обычный, такие же уссердные часы тренировок, продумывания каждого шага и удара.

Здесть ударом джамп мач поднимается по кию и, падая, закатывает другой мяч в лузу.

Что касается стоимости: для детей, я бы сказал, всё практически даром: занятия 3 раза в неделю обойдутся в 1000 рублей в месяц. Для взрослых цена такая же, только за одно двухчасовое занятие. Для обучения достаточно сносной любительской игры в бильярд, как сказал Валерий, между прочим, хватит всего 10 занятий.

Находится «Клуб спортивного бильярда» по адресу Суворова 73 (практически перекрёсток с проспектом) напротив железнодорожного суда.

Следите за следующими летними выпусками, смотрите краткий видеообзор и оставляйте под ним свои комментари.. До новых встреч.

По возникающим вопросам можно звонить Валерию по телефону 8-924-109-98-80.

Ведущий: Александр Зайцев 

Видеооператор: Александр Выборов 

Фотограф: Александр Кинчак

Руководитель проекта: Полина Посвалюк